Как правильно выбрать БУ мотоцикл
Как правило начинающие байкеры стремятся купить подержанный мотоцикл, следуя простой логике. Нарабатывать навыки вождения лучше на более дешевой технике. Чтобы не слишком сильно переживать по поводу каждой царапины и вмятины, оставленной по неопытности на сверкающих новизной плоскостях. Это неприятное чувство знакомо каждому обладателю желанной и дорогой вещи.
Есть и экономический расчет. С мотоциклами все обстоит точно также, как с машинами:
- Новый байк после первого года эксплуатации – даже самой корректной – теряет в цене примерно 25%
- Брендовую мототехнику, «отбегавшую» до вас около 10 лет, вы через год-два продадите примерно за те же деньги, за которые купили
Но покупка мотоцикла на вторичном рынке – всегда немножко авантюра. Интуитивно понятные критерии – вроде внешнего вида, года выпуска, срока эксплуатации – не работают. Может попасться и полностью «убитая» трехлетка и десятилетний «ветеран» в отличном техническом состоянии. Можно также нарваться на угнанный, запрещенный к использованию, незаконно ввезенный в страну мотоцикл. Особенно, если купля-продажа происходит из рук в руки, без привлечения специализированных салонов.
Давайте поговорим о том, как свести к минимум риски, покупая мотоцикл на вторичном рынке.
Что нужно сделать в первую очередь
Перед тем, как приступить к детальному осмотру «железного коня», убедитесь, что у него все в порядке с документами. Узнайте у продавца следующие данные:
- VIN-код (идентификационный номер)
- СТС (свидетельство о постановке мотоцикла на учет, которое, в отличие от ПТС выписывается один раз и не меняется при смене собственника)
- Государственный регистрационный номер
При помощи этих данных можно узнать о мотоцикле все:
- законно ли ввезен
- сколько раз переходил из рук в руки
- сколько раз побывал в ДТП, и какие были повреждения
- не находится ли в розыске или под обременением
- не вносились ли изменения в конструкцию
- и много более мелких частностей
Если вы готовы купить сводную справку на сервисе «Автокод», на это потребуется всего несколько минут. Информация будет собрана из 11-13 источников, включая доски объявлений о продаже б/у мотоциклов. Если не хотите платить посреднику – можете самостоятельно и бесплатно узнать все, интересующее вас, на официальных сайтах ГИБДД и ФНТ.
При встрече с продавцом не забудьте попросить его показать паспорт, чтобы сверить паспортные данные с данными ПТС и убедиться, что госномера действительно получены этим человеком. А также сразу проверьте, идентичны ли VIN-коды на раме, двигателе, ПТС.
ВНИМАНИЕ!
Не пугайтесь, если в ПТС VIN-код не указан. Это требование в отношении мотоциклов узаконено сравнительно недавно. Так что, если продавец и есть первоначальный владелец некогда нового байка с нынешним пробегом, этой информации в его документах может не быть на вполне законных основаниях.
Разные номера на раме и двигателе тоже не являются «подставой». Это просто свидетельствует о том, что силовой агрегат некогда заменили после аварии, дело житейское. Другое дело, что добросовестный продавец скорее всего, предупредит об этом заранее, еще в тексте объявления. И тогда вам нужно будет убедиться в том, что «движок» заменен на модель, в точности соответствующую заводской, штатной. Иначе это будет называться «внесение изменений в конструкцию ТС», и вас ожидают серьезные проблемы с ГИБДД при постановке мотоцикла на учет.
Не лишним будет поинтересоваться условиями хранения б/у мотоцикла. Одно дело, если он, законсервированный по всем правилам, зимовал в теплом и сухом гараже, и совсем другое – если был просто «оставлен под брезентом» в конце сезона. Впрочем, последствия неправильного хранения вы и сами легко определите при личном осмотре. Это еще не повод отказаться от покупки, но повод для торга. Ведь вам предстоят дополнительные траты на «реанимацию подснежника».
Осмотр подержанного мотоцикла перед покупкой
Рекомендуется взять с собой человека, который хорошо разбирается в мототехнике. Даже если вы сами неплохой спец: как известно, одна голова хорошо, а две вдвое лучше. Если таких знакомых у вас нет, и сами вы находитесь лишь в самом начале пути, наймите эксперта. Подобные услуги вполне официально предлагают мотосалоны и мотоклубы. Деньги, заплаченные консультанту, вполне можно компенсировать в процессе торга с продавцом б/у мотоцикла.
У каждого консультанта - особенно, если это опытный байкер - свой регламент осмотра. «Учить ученого» через интернет, занятие неблагодарное. Так что мы лишь бегло остановимся на аспектах, требующих особого внимания. Наши советы точно не будут лишними для того, кто впервые столкнулся с вопросом: как выбирать б/у мотоцикл, чтобы потом не пришлось сожалеть о покупке.
Внешний вид
Не ждите, что подержанный мотоцикл будет сверкать лаком и хромом. Потертости и неглубокие, пусть и множественные, царапины на б/у мотоцикле нормальны и внимания не заслуживают. Однако значительное количество сколов и глубоких царапин до металла – повод для небольшого торга. Вам придется реставрировать поверхность, чтобы не допустить развития коррозии. Это дополнительные затраты.
Также можно потребовать скидку за пошедшее пузырями и слезающее хромовое покрытие. Такое происходил либо с очень старыми байками, либо при неправильном зимнем хранении. Другими способами качественный хром не убьешь.
Рама
При осмотре рамы вас должны интересовать две вещи:
- возможные следы перебивки номера
- видимые и полускрытые последствия ремонта рамы
Рама после ремонта – это тот самый «конь лечёный», которому веры нет. Если когда-то при лобовом столкновении хотя бы на миллиметр повело раму, прежней корректности управления уже не будет. Это увеличит ваш шанс угодить в ДТП.
Поэтому очень внимательно осмотрите сварочные швы: имитировать заводские в ходе ремонта практически невозможно, неровности будут заметны. У некоторых моделей пострадавшая рама чаще всего деформируется около рулевой колонки и подрамника. У других – под топливным баком, так что, если есть возможность, его рекомендуется снять и посмотреть, нет ли на раме видимых следов ремонта.
Передняя и задняя подвески
Осмотрите перья передней вилки – коррозии, ржавчины, задиров и повреждений, следов масла на них быть не должно. Как и на пружине заднего амортизатора. Сядьте в седло и покачайтесь вверх-вниз. Убедитесь, что движение происходит плавно, без ударяющих звуков и рывков. А затем еще раз осмотрите перья и пружину – масла по-прежнему быть не должно.
Подшипники, тросы
Вывесьте заднее и переднее колеса поочередно и покрутите их, покачивая влево-вправо. Люфта быть не должно. Если есть хоть малейший – подшипники скоро потребуют замены. Повод для торга. При вывешенном переднем колесе поверните несколько раз руль, чтобы убедиться, что он нигде не фиксируется и не подклинивает.
Попутно можете посмотреть на состояние приводных тросиков газа, тормоза, сцепления. Они не должны быть сильно разлохмачены. Убедитесь, что ручки после нажатия возвращаются в исходное положение без задержек, плавно.
Тормозные колодки и диск
Внимательно посмотрите, насколько они изношены. Критическая толщина тормозного слоя 1-3 мм. Настолько изношенные колодки придется сразу менять. Так что это опять же повод снизить запрашиваемую цену. Тормозной диск осмотрите не только с плоскости (зазубрин, глубоких борозд быть не должно) но и с торца. Если вам покажется, что он искривлен, прокрутите вывешенное колесо и прислушайтесь: о нарушении геометрии скажет прерывистый звук.
Попутно осмотрите покрышки. Оцените срок годности: для моторезины она составляет 3-5 лет, а дата выпуска видна на боковине (цифры в прямоугольнике или последние 4 цифры строки, начинающейся с DOT, первые две цифры – порядковый номер недели, вторые две – собственно год). Сравните высоту/глубину протектора боковины и беговой дорожки. Чем меньше разница между ними, тем дольше вы сможете проездить на этой резине.
Приводная цепь и звезды
Цепь не должна провисать или выглядеть «пожеванной». Свободный ход должен быть равномерным по всей длине. Если в одном месте натягивается, а в другом провисает, надолго такой цепи не хватит. Зубцы звезд должны быть острыми и симметричными. «Заваливание» зубцов на один бок означает, что менять их придется в самом ближайшем будущем. О степени износа вам скажет попытка оттянуть звенья на задней звезде: чем труднее это сделать, тем больше ресурса осталось у приводной цепи б/у мотоцикла.
Двигатель
Главный показатель хорошего двигателя – сухая и чистая поверхность, без масляных следов. Крышки и головка на заводе устанавливаются под прокладку с ровными аккуратными краями. Никакого герметика быть не должно. Герметик однозначно указывает на то, что движок вскрывали и ремонтировали.
Если продавец заранее заявил о том, что двигатель подвергался ремонту – узнайте у него точную причину этого. Если нет – лучше откажитесь от покупки. Особенно, если покупаете дорогой фирменный подержанный мотоцикл: их надежные двигатели, как правило, не требуют никакого вмешательства первые 100 тыс.км пробега. Более ранний ремонт – или редкий заводской брак, по какой-то причине не попавший под гарантийную замену, или серьезная авария, последствия которой продавец пытается скрыть.
Далее проверьте масло. Чистое масло без посторонних вкраплений и запахов свидетельствует о том, что за подержанным мотоциклом хорошо ухаживали. Хотя все равно рекомендуется после покупки мотоцикла на вторичном рынке заменить ему все расходные жидкости.
Светотехника и электрика
Убедитесь, что все фары и лампочки горят. Делать это нужно при заведенном мотоцикле. Набор оборотов не должен сказываться на яркости фонарей. Обратное свидетельствует о разряженном аккумуляторе, неисправном реле-регуляторе или проблемах с проводкой. Диагностику и возможный ремонт предстоит оплачивать вам. Так что или торгуйтесь, или ищите другой б/у мотоцикл.
Внимательно осмотрите проводку на приборной панели. Неидеальное состояние проводов для мотоцикла б/у – это нормально. Но всему есть предел: «левые» провода, прокинутые в произвольном порядке, скрутки, небрежно намотанная изолента должны вас насторожить. Как и оплавленные гнезда предохранителей и реле.
Бензобак
При закрытой крышке сильного бензинового запаха от б\у мотоцикла исходить не должно. Если пахнет сильно – в лучшем случае крышка плохо уплотнена, в худшем - имеются какие-то повреждения в топливной системе.
Загляните внутрь бака (только не вздумайте подсветить себе зажигалкой, запаситесь фонариком). Убедитесь в том, что на внутренних стенках нет ржавчины или коррозии. Если есть – мотоцикл явно провел хотя бы одну зиму с пустым баком под открытым небом. А то и побывал под водой. Это повод для беспокойства.
«Ходовые испытания»
После того, как все предварительно осмотрено, заводите мотор. Сначала убедитесь, что при включении зажигания все необходимые индикаторы загораются, а после запуска гаснут. Затем проверьте, как работают поворотники, клаксон, стоп-сигнал с педали и с ручки. Прислушиваемся к звуку: он должен быть равномерным, без резких внезапных звуков. Исключение составляют мотоциклы Ducati, для них лязг и дребезжание в порядке вещей. При работе ручкой газа мотор должен равномерно набирать обороты и столь же спокойно их сбрасывать.
При трогании с места не должно быть рывков, движение начинается плавно. Если это не так – сцепление изношено, вскоре потребует замены. Об этом же свидетельствует непропорциональность набора оборотов на тахометре и реального ускорения при резком нажатии на педаль/ручку газа. Требовать у продавца скидку или отказываться от покупки – ваш выбор.
Во время пробной поездке убедитесь, что передачи переключаются четко. Проверьте, как работают тормоза. Протестируйте подвеску на «лежачем полицейским» или небольшой яме. Проверьте как б/у мотоцикл «держит дорогу»: на ровном участке отпустите руль на пару секунд. Если вас повело в сторону – велика вероятность искривления рамы. Признак плохой.
Если же результат пробной поездки вас устроил – поздравляем с удачной покупкой мотоцикла на вторичном рынке. Пусть правильно выбранный б\у мотоцикл доставит вам только положительные эмоции!